Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В последнее время в высшей школе усиливается интерес к вопросам организации самоуправленческой деятельности будущих специалистов, что связано с общими процессами модернизации системы образования. В создавшихся условиях обозначился четкий социальный заказ на подготовку в системе профессионального образования такого специалиста высшего уровня квалификации, который способен на инициативу, самостоятельные решения, эффективную совместную работу и отличается в деятельности высоким чувством ответственности. Подобные качества можно развить, включая студентов в решение организаторских задач, давая им возможность и поле для самостоятельных действий как полноправным членам вузовского сообщества.
Так сегодня в условиях украинского общества, обновленного во всех социальных характеристиках и такой его приоритетной сфере развития, как образование, назрела необходимость четко разобраться в новых воспитательных ценностях, в том числе в области развития самоуправления студенческой молодежи. Можно констатировать, что многие украинские вузы проявляют довольно активное отношение к решению этой задачи, нарабатывая свой собственный оригинальный опыт.
Теоретическое освещение проблем личностного подхода в образовании и воспитании было положено в трудах П. Блонского, П. Каптерева, роль воспитательной среды как мощного фактора формирования, разбиение и самореализации личности рассматривается во многих исследовательских работах.
В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческих самоуправлений и поддержка социально значимых инициатив студенческих объединений является одним из главнейших направлений в высших учебных заведениях. В связи с этим исследование проблем, связанных с оптимизацией органов студенческого самоуправления, является весьма актуальным.
Научный интерес к проблемам студенческой молодежи, обусловлен потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, которые способны быстро адаптироваться в меняющихся условиях. Выпускник вуза должен обладать не только отличными знаниями и практическими навыками в своей сфере подготовки, но и организаторскими, коммуникативными умениями.
Студенческое самоуправление - это целенаправленная деятельность учащихся, особая инициативная, самостоятельная, ответственная форма общественной деятельности студенческой молодежи, которая направлена на развитие социальной активности студенчества, а также молодые люди учатся самостоятельно принимать решения, соблюдать субординацию.
Цель исследования: раскрыть особенности развития студенческого самоуправления в образовательном пространстве современного Российского вуза.
Для достижения поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. исследовать организации студенческого самоуправления в вузах России,
2. выявить передовые организации студенческого самоуправления,
3. дать оценку уровня развития студенческого самоуправления в крупных вузах, разработать пути совершенствования студенческого самоуправления в вузах
Объектом исследования являлись студенческие самоуправления вузов России. Предмет исследования – роль студенческого самоуправления.
Глава 1. Понятие студенческого самоуправления и его значение как института социализации
Студенческая молодежь всегда представляла вызов социуму, параметры молодежного сознания, как правило, не укладывались в рамки общепринятого, что провоцировало никогда не утихающие дискуссии. Одним из дискуссионных аспектов является социализация молодежи, так как молодежь является наиболее незащищенным слоем общества, активно реагирует на изменения, происходящие в обществе.
Постоянное пребывание в социальной среде требует от студенческой молодежи соблюдения определенных социальных норм и правил. Становится необходимым постоянно направлять процессы социализации. Неотъемлемым фактором в этом выступает вуз. Именно учебно-воспитательный процесс вуза обеспечивает возможность интеллектуального, нравственного, духовного, творческого развития студенческой молодежи. Все это необходимые составляющие социализации молодежи. Один из способов улучшения социализации студенческой молодежи - это привлечение студентов к системе управления вуза. Г лавным способом такого управления является студенческое самоуправление, но роли студенческого самоуправления, как механизма социализации, уделяется недостаточно.
Какова же роль студенческого самоуправления в процессе социализации студенчества в современном вузе.
Органы студенческого самоуправления на настоящее время функционирует в каждом вузе. Студенческое самоуправление - это элемент общей системы учебно-воспитательного процесса вуза. Спектр их деятельности распространяется не только на учебную, творческую деятельность, но и на решение любых вопросов студенческой жизни: от организации культурно-массовых мероприятий в любой из интересующих форм; решение вопросов дисциплинарного и поощрительного характера; до участия в заседаниях ученого совета, стипендиальных комиссий, определение порядка заселения общежитий, на отстаивание своих интересов во всех сферах социокультурного пространства. [6]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации»)
2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 21.07.2014 г.).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 г. № 295.
4. Андреева Т.М. Социальная психология / Т.М. Андреева. - 5-е изд. испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2014 - 365 с.
5. Зарубина А.А., Михеева Е.В. Студенческое самоуправление: современное состояние и направления эффективности его работы // Вестник Ун-та Рос. акад. образования. - 2015. - № 3. - С. 27-33.
6. Кузнецова М.П., Фролова М.Е. Студенческое самоуправление глазами первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7. - С. 117-122.
7. Лопатина Р.Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности: Автореферат дис. .канд. пед. наук: 21.05.2013.
8. Моголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза как процесс социализации студенческой молодежи: Автореферат дис. .. .канд. соц. наук, 2007. - 18 с.
9. Петренко М.А. Развитие потенциала самоорганизации в управлении педагогическим колледжем: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ростов н/Д, 2003. – 18 с.
10. Попов В.Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного историко-социологического анализа // Вопросы образования. - 2009. - № 2. - С.211-222.
11. Пясецкая Е.А. Роль государства в управлении формированием инновационных технологий // Наука управления: новые ориентиры в развитии: сб. научн. ст. / под общ. ред. А.Л. Гапоненко.-М.: Изд-во РАГС, 2015 – 268 c.
12. Черникова Е.Г. Состояние студенческого самоуправления в вузе (на материалах социологических исследований) // Вестник Челябин. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 4. - С. 165-176.